Русский язык для начальных классов

В данной категории вы узнаете основы русского языка, которые помогут вам правильно писать и говорить.

Чтобы было удобно запоминать буквы, их расположили в определённой последовательности. Получился алфавит, или азбука. У каждой буквы есть имя, и очень важно его знать. Не обижай буквы, называя их искажёнными, неправильными именами!

Звуки, из которых состоят слова, рождаются с помощью органов речи человека. Это легкие, дыхательное горло, гортань, голосовые связки, рот, нос, губы, зубы, язык. Такие органы есть у многих животных, но у человека они устроены по-особому, поэтому говорить, как люди, животные не могут.

Об одной роли ты, наверное, помнишь — обозначение мягкости согласных на письме. Но есть и другая роль. Ведь буквы е, ё, ю, я должны ещё обозначать и какие-то гласные звуки! Какие? Давай разберёмся. Произнеси протяжно слово лев. Какой гласный ты слышишь после мягкого согласного? Ты не ошибся, если услышал [э] — [л'эв]. Давай ещё послушаем:

  • мех    [м'эх]                      мяч    [м'ач']  
  • взлёт  [взл'от]                   люк    [л'ук]

Итак, согласные образуются при помощи голоса и шума. Но только одни из них при помощи голоса и шума одновременно, а другие только при помощи шума. Давай вспомним, что голос — это дрожание голосовых связок, и проведём эксперимент. Приложи ладошку к своему горлу и произнеси звуки по очереди, только тяни их подольше: [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с].

Правда же, когда ты произносил [в], [г],[д], [з], твоё горлышко дрожало? Значит, в образовании этих звуков участвовал не только шум, но и голос! А когда звучали [ф], [к], [т], [с], горло оставалось почти неподвижным. Значит, эти звуки образуются только шумом, без голоса.

Как бы медленно мы не произносили звук или слово, они рано или поздно исчезнут. Чтобы поймать неуловимые звуки, люди придумали буквы —специальные значки для обозначения звуков на письме.

Изобретение букв — огромное достижение человечества. У каждой буквы есть несколько образов.

Человек живёт в звучащем мире: шум дождя за окном, завывание ветра, стук вагонных колёс, пение птиц, лай собак, шорох листьев, дыхание морского прибоя, музыка — всё это и ещё многое другое — окружающие нас звуки.

Конечно, корень слова — это не то же, что корень растения. Но как растение не может жить без корня, так и слово не существует без него: в корне заключено основное лексическое значение слова.

Стоп! А как же основа? Только что мы говорили, что именно в основе заключено лексическое значение слова! В каждом слове есть корень, в некоторых больших словах встречается даже два корня. Корень является основной морфемой слова.

Хорошо ещё, если основа и корень в слове совпадают, вот так: окно, вода, день◻. А если основа больше корня? Как в этих словах: подоконник◻, водичка, денёк◻.

Тебе наверняка приходилось играть с детским конструктором или с кубиками, из которых можно построить самые разные игрушки: смешных человечков, зверушек, роботов или машинки, и ещё что-нибудь. Слова в языке тоже словно состоят из особых деталей — частей слова, или по-другому морфем.

Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Давайте договоримся, что мягкие согласные мы будем обозначать с помощью вот такого значка ['], и попробуем научиться их различать. Произнеси по очереди:

 выбыть [б]   выбить [б'] 
 высок [в]  висок [в']
 поднос [н]  поднёс [н']  
 мать [м]    мять [m']

Почувствовал разницу? Когда мы произносим мягкий звук, серединка языка приподнимается и стремится прикоснуться к середине нёба. Попробуй ещё раз :[ч]-[ч'],[к]-[к'],[х]-[х'].

Итак, мы научились различать мягкие и твёрдые согласные звуки. А как быть с буквами? Может быть, есть специальные твёрдые и мягкие согласные буквы? Нет, одна и та же буква обозначает и твёрдый, и мягкий согласный:

Как же согласные буквы справляются с этой двойной работой?