Сатира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сатирические мотивы бросаются в глаза на протяжении всего произведения. В первой же главе мы знакомимся с председателем правления одной из крупнейших, московских литературных ассоциации, М.А. Берлиозом. Михаил Александрович, заказавший поэту антирелигиозную поэму, не доволен набросками Бездомного, так как Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. "По мнению Берлиоза, главная мысль поэмы должна сводиться к тому, что Христа вообще не было. В данном эпизоде перед нами предстают с одной стороны - чиновник от литературы, а с другой - сам литератор, которые превращают творческие и духовные поиски в обычную литературную работу ради корыстных целей, тем самым разрушая и опошляя мир искусства.
Булгаков ярко показывает действительность того времени, описывая дела, происходившие в ассоциации: распределение материальных благ не по таланту, а по знакомству, делёжка дач только среди тех, кто блистает в литературных кругах кошельком или напускной деловитостью и значимостью.
Писатель критикует творческих работников, ничего не дающих обществу, изображает их циниками. И всё это происходит в доме Грибоедова, автора знаменитой пьесы "Горе от ума", где он описывает паразитизм и безнравственность общества.
Сатирические изображаются посетители и работниками театра "Варьете". Это образ и директора "Варьете", Римского и его помощника Варенухи, и буфетчика "с рыбкой второй свежести", и чиновника, изменяющего своей супруге.
Таким образом, Михаил Булгаков в своём романе "Мастер и Маргарита" мастерски срывает маски с московского общества, обнажая его пороки. Каждый, кто забыл о добродетели и погряз в омуте лицемерия эгоизма, алчности и пошлости, получает по заслугам.