Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Увидеть в людях смешное может не каждый. А создавать смешное вообще редкий дар. Этот дар был у писателя А. П. Чехова. Его мягкий домашний юмор, не претендует ни на что, кроме шуток, вызывает улыбку — и только. В своих ранних рассказах просто и неприхотливо: он высмеивает чрезмерное чинопочитание, глупую напыщенность. Вспомним «Смерть чиновника». Герой, случайно чихнувший на лысину начальника, извинялся-извинялся, да и помер со страху. А ведь это — тема «маленького человека»! Вся Россия хохотала над глупой и пошлой смертью маленького чиновника. Чехов показывает читателю обычную жизнь,все что происходит каждый день без всяких необычных событий и дел. Чехов стремится обратить внимание читателя на каждую минуту жизни с маленьким обывательским существованием, понять их, начать что-либо менять. Герои Чехова живут,как механизмы, не познавая жизнь и не осознавая себя в ней. И всю жизнь герой ждет какого — нибудь решительного поворота, яркого события,которое изменить его жизнь. Но, когда это событие все же происходит, оказывается, что человек не может не только действовать, но прячится от ударов судьбы; он не способен даже понять происходящее: спящее сознание «буксует» ... Жизнь проходит впустую,человек не хочет и неможет быть личностью. И все его творчество ставит диагноз: ПАДЕНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ.

Чехов показывал нам частную жизнь и судьбу одного конкретного человека . Пестрая толпа-это персонажи Чехова, люди с разными судьбами и профессиями, у них разные проблемы - от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. Мы смеемся над нелепыми поступками героев,но никогда не забываем,что они люди со своими достоинствами и недостатками.

Чехов не считает себя проповедником, учителем жизни, не пытается навязать нам свое мнение. Он выступает как свидетель, как бытописатель. Создавая в «Вишневом саде» образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание.  

Герой Чехова в собственной жизни всегда на вторых ролях. В «Вишневом саде» герои оказываются жертвами собственного безволия, деятельность и энергия Лопахина, как пассивность Гаева не приносит нужных результатов,потому — что он заложник времени. Пьеса построена на уникальной ситуации — это ситуация ПОРОГА. Вроде бы ничего не происходит, но есть ощущение что человек стоит у края бездны, в которую должен сейчас упадет.

Система персонажей: герои и их роли каждый из героев исповедуется, но в итоге все эти исповеди оказываются обращены в зрительный зал, а не к партнерам по сцен В какой-то момент исповедующийся понимает, что самого главного объяснить не сможет. Так Аня никогда не поймет драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Человек может в известной степени корректировать свою личность, свои отношения с окружающими. Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она ему ни была. Несоответствие внутренней сущности героя той социально-исторической роли которую он вынужден играть, — вот драматическая суть «Вишневом сада».
В комедии сплелись несколько сюжетных линий. Несостоявшейся роман Лопахина и Вари построен на излюбленном чеховском приеме: говорить о том чего нет, обсуждать подробности, спорят о мелочах — несуществующего, не замечать или сознательно умалчивать существенное. Посмотрим на образ Лопахина, его роль «центральная» в комедии. Чехов показывает Лопахина с купеческой жилкой, мужицкой простотой, однако с тонкой артистической души,которая любит все прекрасное. 

Лопахин — единственный, кто предлагает реальный план спасения вишневого сада. Лопахин считает: в прежнем виде сад не сохранить, время его ушло, и теперь сад можно сберечь, лишь переустроив его в соответствии с требованиями новой эпохи.

Варя ждет простого и логического шага от Лопахина: она знает,что «подходит» ему лишь она, значит он должен жениться на ней. Однако занятость мешает ему разглядеть все ее достоинства. У Вари даже в мыслях нет: что может Лопахин её не любит, что она может быть ему не интересна. Все Варины ожидания основаны на разговорах окружающих этот брак может быть удачным. Гибнущий сад и незамеченная любовь — две темы пьесы Спасение сада — в его коренном переустройстве, но новая жизнь означает прежде всего смерть былого, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.

Разрушая старое мы судорожно пытаемся создать новое, «Вишневый сад» звучит для нас так, же как звучал еще много лет назад для наших предков. Чеховские комедии написаны о безвременье вообще, о том смутном предрассветном часе, который пришелся в на нашу жизнь, определил и наши судьбы.