Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Евгений Онегин - главное действующее лицо романа А.С. Пушкина. Вокруг образа Онегина строится сюжет произведения, о его судьбе  рассказывается на протяжении восьми глав.

Евгений Онегин - современник Пушкина, и многие критики сравнивают автора и его героя. Но Пушкин всегда проводит границу:

Всегда рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

С первых страниц романа читатели узнают,  как воспитывался пушкинский герой, о его  интересах, привычках. Евгения воспитывался гувернерами-французами. Эти люди служили парикмахерами, булочниками, портными, поэтому не могли дать русским «недорослям» достойное образование. Пушкин, иронизируя, рассказывает воспитании Евгения Онегина:

...француз убогий,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил всему его шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в Летний сад гулять водил.

Читатель узнаёт, что Онегин получил  поверхностное образование, он мог лишь «коснуться до всего слегка», но для высшего света того времени этого было достаточно.

В первой главе описывается один день из жизни героя. Онегин ведет разгульный образ жизни: посещает театр, рестораны, балы. Но его это не устраивает. В театре ему скучно, балет Онегина не интересует. Друзья и женщины, окружающие его в Петербурге, надоели:

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера...

Пытаясь найти себя в жизни, Онегин начинает писать, но «ничего не вышло из пера его», чтение тоже не удовлетворяет героя. И тогда, чтобы отвлечься от однообразия светской жизни, Евгений отправляется в деревню, где он не находит применения своим силам, несмотря на то, что и начинает вносить преобразования в жизнь крепостных крестьян:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил.

И раб судьбу благословил.

Деревня оказывается  более скучна Евгению, чем Петербург. И тогда Пушкин знакомит Онегина с новыми героями.

Владимир Ленский -  противоположность Онегину, он поклонник философии Канта, поэт. Образом Ленского  Пушкин показывает, насколько далеки эти герои друг от друга:

Меж ними все рождало споры,

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло...

Романтизм Ленского кажется Онегину смешным, нелепой фантазией. Евгений Онегин, хотя холоден и расчетлив, живет разумом, а не сердцем. И Евгений, и сам Пушкин иронизируют и смеются над чудаком Ленским. Однако Владимир будто бы восполняет в душе Евгения то, чего ему не хватает. И поэтому герои дружат.

Пушкин вводит в роман и женские образы. Особое место в развитии сюжета занимает любовь Онегина и Татьяны. Ольгу, ее сестру, Евгений считает пустой кокеткой, ветреницей, и выбирает Татьяну. Эта героиня выросла в деревне наедине с природой, и поэтому умеет тонко чувствовать, сопереживать. Однако Онегин отвергает любовь милой деревенской дворяночки лишь потому, что считает себя не созданным для семейной жизни, боится потерять свободу. И в то же время он не хочет быть обузой для Татьяны, сделать ее несчастной. Онегин не может изменить себя, свои привычки, а Татьяна для него - слишком чистый и невинный человек, поэтому ему страшно связать себя с ней.

В то время мужчины защищали свою честь на дуэлях. По трагической случайности он убивает своего друга, Владимира Ленского. Но я считаю, что в душе Онегин сожалеет об этом поступке. Он подавлен, отвергнут светом. Чтобы избавиться от страданий, герой уезжает в путешествие. Но спустя несколько лет мы вновь появляется в Петербурге. Это уже не тот человек, которого мы встречаем в начале романа. Жизненные испытания изменили характер героя, он осознает собственные ошибки и пытается их исправить. Через годы Онегин понимает, что он действительно любит Татьяну, но теперь уже она отвергает его. И хотя в душе она осталась прежней, семейный долг для нее выше любви, она прислушивается к голосу разума. На этом сюжетное повествование романа завершено, Онегин остается наедине с самим собой. И я считаю, что это очень трагичный образ. Трагедия Онегина в том, что его жизнь, его судьба «испорчена светом». Он пытается найти применение своим силам, быть полезным обществу. Но именно духовная пустота окружающего мира делает героя эгоистичным, безвольным. Он сам от этого страдает и мучается, но не может измениться, стать другим. Онегин способен чувствовать, страдать, но от окружающих его внутренний мир будто бы отгорожен толстой стеной, и поэтому его воспринимают как холодного, расчетливого эгоиста.

Образ Онегина открывает галерею портретов «лишних людей» в русской литературе. Вслед за ним появятся лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов... Судьба этих героев также «испорчена светом», воспитанием, и они страдают от того, что не могут найти себе применение, быть полезными обществу. Но это не только их личная трагедия, это и трагедия общества, в котором они существуют.