1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оцените сочинение: 0.00 [0 Голоса (ов)]

«Что лучше: истина или сострадание?»
(по пьесе Горького «На дне»)

Она, правда—то, может, обух для тебя…
Лука
По—моему – вали всю правду, как она есть!
Бубнов.

Вечный вопрос что лучше для человека: горькая правда или сладкая ложь ? На этот вопрос пытались и попытаются и будут потаться ответить философы, мыслители, писатели, да и мы простые люди. Но однозначного ответа не даст никто.
Отношение к правде у всех людей разное,сколько людей столько и мнений.


Все это проявляется в пьесе А. М. Горького «На дне». Как в калейдоскопе мы видим разные судебы, надежды и людские характеры.


Ярым приверженцем «лжи во благо» является странник Лука. Наперекор общественному мнению старец считает, «что не надо оглушать человека «обухом» правды» (Н. Жегалов). Он думает, что нужно лгать на благо: «… правда—то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Обманывая себя человек легче переносит трудности жизни (Лука расказываето бедном крестьянине, питавший надежду на «праведную землю», его утешительные слова, которые старец говорил умирающей Анне и которые облегчили её кончину). Хотя это и противоречит убеждениям Луки согласно библейской заповеди: «Не обмани». Однако это противоречие обманчиво. Необходимо знать, что многие истины и законы, написанные в библии нельзя считать абсолютными.


В библейских законах идёт речь о той лжи, которая может приносит вред людям, порочит их души. Но ложь, дарующая надежду, которая дает человека возможность жить и верить в лучшее, даже если кругом безнравственность, льет бальзам на душу человеческую. А горькая правда, повергает человека в уныние, не оставляет надежды на лучшее будущее, это зло для человека, ведь она идет в разрез с другой библейской заповедью: «Не навреди ближнему».
Однако Лука, несмотря на свою уверенность с «ложью во благо», не отрицает, что людям нужно порой горькую правду. Старец осуждает атмосферу в ножлежке, где царят взаимная глухота и невежество, он говорит: «Погляжу я на вас, братцы, — житьё ваше – о—ой!..». Как человек с большим жизненным опытом, Лука понимает, что такая атмосфера существования царит во всех уголках страны. Очень печально он говорит: «Эхе—х… господа люди! И что с вами будет?..». Стремление к лучшему, чистому не мешает страннику видеть беспросветность скорбной человеческой жизни: «Живых – не жалеем… сам себя пожалеть – то не можем… где тут!».
Столь разное отношения Луки к правде и лжи объясняется его жизненной позицией: «…для лучшего люди—то живут…». Правда необходима, если она может помочь людям идти вперед. Но если эта же правда заставляет человека отступать назад, необходимо отбросить её и жить с надеждой на лучшее времена, какими далекими они не были.


Лука на ночлежников оказывает благотворное влияние , Сатин, всегда относился к жизни равнодушно и презрительно, теперь он ярым защитник правды. Он призывает ночлежников стремиться к лучшей жизни: «Чело—век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Чело—век!». Несмотря на пафос в его словах, мы видим, что Сатин уважает старика, солидарен с его убеждениями и взглядами на жизнь: «Старик – не шарлатан!». «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» — красноречиво кричит Сатин. Лука это «смиренный либерал», а Сатин – «непримиримый революционер».


Клещ, раньше говорил: «… на что мне она – правда?», теперь рассуждает по другому: «… надо жить – по закону… по Евангелию…». Если перевести с греческого слово «Евангелие» оно значит «благостная весть», «надежда». И потому жить по Евангелию – значит жить с надеждой в сердце.
Всегда ко всему равнодушный Барон начинает задумываться: «А… ведь зачем—нибудь я родился… а?».


Подобные вопросы задают себе и другие ночлежники. Они стали жить с надеждой на будущее, веря в благодатную правду. Однако от другой правды правды — беспросветности и безнадёжности их жизни,никуда не скрыться. Так как они слабохарактерны, они не могут вырвать из своей тюрьмы.


Под ложью можно понимать и многие человеческие мечты и надежды. А в современном мире они – опора для человека, источник, питающий его слабые духовные силы. Я согласен с гуманной позицией Луки, ибо старец своими речами зажигает в нас искры жизни, заставляя, несмотря ни на что, верить в лучшее. Поэтому мы будем жить, надеется и верить.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить