5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оцените сочинение: 5.00 [1 Голос]
Сочинение «Образ, Герой, Характер»

Эти слова-главные для нас. Чтобы понимать литературу, надо знать что они означают. "А что здесь такого? -скажет кто-то. - Слова-то все знакомые". Да, знакомые. Но понятны ли они? Вот слово, а лучше сказать, термин - образ. Вся литература состоит из образов. Это образы Малыша и Карлсона, Жилина и Костылина, Дубровского и Маши, Тома Сойера и Бекки Тэтчер, Гаруна и его матери... Это образы людей. А нам знакомы образы животных: Каштанка и Серая Шейка, Белый Клык и белый пудель, кот-ворюга и фокс Микки...


Вспомните, в каких произведениях и у каких авторов вы встречали эти образы?

В литературе есть такие образы, каких в жизни и не бывает. Например, это сказочные существа и предметы: Змей Горыныч, Баба-Яга, Жар-птица, яблочко по блюдечку, скатерть-самобранка.. Но не только предметы, люди и животные становятся литературными образами, но и целые города и деревни, явления природы, исторические события.

Например, у Ивана Сергеевича Тургенева есть рассказ "Лес и степь". Само название говорит, какие здесь главные образы. Вот образ леса в летний день: "Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес... Лес глохнет... Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед..."

Как же создался образ?

Тургенев словно нарисовал для вас картину леса. Но нарисовал не красками, а словами. Он словами изобразил летний лес. Образ - это то, что изображено.

Тургенев не сидел ведь в лесу с записной книжкой. Видит-птичка полетела, дай, думает, запишу. И записывает: "Вот птичка полетела..." Конечно, писатель так не работает. Он не факты отмечает, создает представление о лесе. А представить себе летний лес можно и зимой, за письменным столом. Для этого надо вообразить. Знаете выражение "плод воображения"? Образ как раз и есть такой "плод".

Однако слов "изображение" и "воображение" для понимания образа еще мало. Вспомним Дениску из "Денискиных рассказов" писателя Виктора Драгунского. Конечно, писатель его сначала вообразил, а потом изобразил. Но почему же нам интересно читать про мальчика, которого на самом-то деле и нет? Да потому что, хоть его и нет, он похож на читателей, своих ровесников. Даже взрослым интересно читать: ведь он так похож на них самих, только в детстве. Писатель не копировал какого-то настоящего Дениску. Просто он любил детей, наблюдал за ними, хорошо помнил свое детство- и вот придумал Дениску, который, хоть и придуман, но похож на многих Сережек, Антошек, Вань, Аликов и разных других Харлампиев. Поэтому мы, когда читаем, забываем, что Дениска придуман, и он нам кажется самым настоящим, живым, как мы сами.

Цветок не вырастает из нечего. Воображение не создаст образ из ничего, из пустоты. Цветок рождается из семечек, образ - из жизни, из реальности. Происходит чудесное превращение зерна в растение, настоящие леса становятся образом леса, настоящие мальчики - Дениской, дворовые собачонки - Каштанкой, простые русские офицеры, каких было много, - Жилиным. Это еще одно чудо литературы - преображение.

Создать образ - значит совершить, по крайней мере, три действия:

  • вообразить,
  • преобразить,
  • изобразить.

Итак, образ - это не только воображение, изображение, но и преображение реальных, настоящих людей, животных, предметов, явлений природы и событий.

Но в литературном произведении, как правило, не один образ, а несколько. И они не изолированы друг от друга, а наоборот, взаимосвязаны. Эту особенность художественного произведения литературоведы называют системой образов.

Писатель создает в произведении такие образы, которым мы можем сочувствовать, чьи радости и беды мы переживаем как свои, кого мы любим или осуждаем. Обычно это образы людей, иногда-животных. Для обозначения таких образов у нас есть словно, которым мы уже давно пользуемся, герой.

Героем в литературоведении называют действующее лицо художественного произведения. Вы, наверно, знаете, что само слово "Герой" в русском языку имеет несколько значений. Первое из них - "Храбрый, самоотверженный человек, совершающий подвиги". Но ведь необыкновенные люди, незаурядные личности всегда привлекали внимание писателей, возможно, поэтому действующих лиц произведений стали называть героями.

Давайте вспомним рассказ Л. Н. Толстого "Кавказский пленник" и перечислим его героев. Мы думаем, что вы сразу назовете Жилина и Костылина, Дину. А кого еще? Ведь в рассказе есть и другие, а мы о них помним не всегда. Почему? Да потому что в художественном произведении герои изображены по-разному: кто-то более подробно, кто-то - менее, а следовательно, в литературоведении приятно делить всех действующих лиц на главных и второстепенных. Вот вы и вспомнили Жилина и Костылина, а не второстепенного героя Абдула-хозяина.

Чем же нам запомнился главный герой, русский офицер Жилин? Смелостью, упорством - словом, характером. У каждого героя, как и у любого человека, есть свой характер, неповторимый, не похожий на других, словом, индивидуальный. Поэтому мы и воспринимаем литературного героя как живого человека. И все-таки характер литературного героя отличается от характера какого-нибудь реального человека.

Характер в литературе

Характер в литературе(от греч. charakter - отличительная черта, признак, особенность) - общее, основное, самое главное в индивидуальности литературного героя. Баба-яга, Емеля-дурачок, Царевна-лягушка, Идолище Поганое - это разные характеры, но их объединяет одно общее: все они характеры сказочные. И мы никогда не спутаем Золушку и Бекки Тэтчер, Мальчика-с-пальчик и Тома Сойера, но и известного хирурга Николая Васильевича Пирогова тоже нельзя отождествлять с "Чудесным доктором" из одноименного рассказа А. И. Куприна, хотя рассказ именно о нем. Ведь характер в литературе - плод авторского воображения. Повторим еще раз: литературный характер нельзя рассматривать как характер реального существующего лица, они отличаются, а чем - этот разговор у нас впереди.

Автор создает образ. Создать - значит "созидать", "творить", "строить". Чтобы создать что-то - машину, или дом, или одежду, - надо знать знаконы, по которым они создаются. Понятно, что сшить брюки по тем законам, по которым строится метро, невозможно.

Так и в литературе. В каждом литературном роде - эпосе, лирике, драме - образ создается по своим законам.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить