Изложение это письменное задание, что-то среднее между диктантом и сочинением. 
Работая над изложением вы показываете свое восприятие и ощущение к содержанию текста, а также его художественно-стилистические особенности.

Можно выделить несколько типов изложений:

Повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием)

Описательное (или с элементами описания)

Изложение-рассуждение (или с элементами рассуждения)

В большенстве случаев в текстах можно увидеть сочетание нескольких типов. В повествовательном тексте изложения нередко встречаются элементы описания, в описательных текстах часто присутствует рассуждение, а в изложениях-рассуждениях встречается как описание, так и повествование. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, потому что у каждого типа свои особенности.

Самым простым является повествовательное, или сюжетное, изложение. В них обычно идет речь речь о различных событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.). Повествование бывает обычно художественное, но возможно и чисто информативное.Смена событий является главным в повествовательном изложении.

Частое повторение слов в исходной части высказывания, содержание однотипной информации присуще повествовательному изложению. Чтобы избежать этого нужно научиться использовать весь свой словарный запас синониумов. Следует отдать предпочтение глаголам прошедшего времени. Однако глаголы несовершенного вида также нужны: они дают возможность подчеркнуть длительность отдельных действий; глаголы настоящего времени представляют события, как бы происходящими на глазах читателя; формы будущего времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают стремительность, неожиданность того или иного действия.

Чтобы успешно справиться с повествовательным текстом, нужно суметь выделить его тему и основную мысль. Работа над изложением будет успешной, если абитуриент ответит для себя на следующие вопросы:

Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет непонятным?

Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?

Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?

Как автор относится к персонажам?

Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста?

Сюжетное изложение приучает к последовательной передаче фактов, показывает причину происходящего,дает возможность отделить главное от второстепенного, раскрыть композицию и идею произведения.

Описательное изложение — наиболее сложный вид работы. В описательных изложениях всегда предстает картина,которая передает подробное изображение предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека и т. п.) и его признаков.

При написании такого вида изложения важно ничего не упустить из виду ,увидеть каждую мелочь во всей общей картине. Например, читая страницы, где Гоголь описывает избы крепостных помещика Плюшкина, мы отчетливо видем перед собой жизнь русского крестьянина. Не упустить ничего из поля зрения,ни малейшей детали в своих описаниях — одна из важнейших задач человека, который пишет изложение.

Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:

Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?

Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?

Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?

Какие средства языка использованы?

Работа над изложением-описанием связана с умением различать существенные и несущественные признаки ; описывать как единую целостную картину.

Изложение-рассуждение больше всего затрудняет абитуриентов. Здесь очень важно иметь способность ответить на такие вопросы: «Что и где происходит?», «Почему происходит?», «Каковы истоки происходящего?», «Что в перспективе?».
Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач:

выделение в тексте всех компонентов рассуждения;

уточнение основной мысли высказывания;построение рассуждений со сложной аргументацией;

отбор языковых средств;

воспроизведение текста от третьего лица;

построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного.

Изложение-рассуждение помогает развивать логическое мышление, учит аргументировано обосновывать свою точку зрения.
Если у вас хорошая память,и вы способны расставлять логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного.

Учащийся вынужден писать кратко, если: не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа; обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста.

Основное требование на экзаменах это возможность изложить текст довольно точно,логично и последовательно, не упустить существенных деталей описываемых событий. Размер изложения, как минимум, две — три стандартные страницы.